Кафедра тактико-специальных дисциплин

Лекция

«командирские И командно-штабная машина»

Введение

Сейчас на вооружение Сухопутных войск поступают новейшие образцы ракетного оружия, бронетанковой техники, артиллерии и другой техники. Широкими масштабами войска насыщаются радиоэлектронными средствами. Вследствие этого значительно возросла ударная и огневая мощь Сухопутных войск, их маневренность и мобильность.

Вместе с этим это резко усложнило проблему управления подразделениями (часть) в современном бою. Практика показывает, что командиры мотострелковых, танковых и других подразделений, осуществляя руководство боем, находятся, в основном, в движении или в коротких остановках.

Для выполнения основных требований к управлению: непрерывность, устойчивость, оперативность и секретность, командиру (офицерам штаба) надо в этих условиях определенное количество средств связи, находится на одном объекте (объекты : танк, БМП, автомобиль). С этой целью был разработан и внедрен в войсках большое количество специальных машин, оснащена средствами связи. Они держали название командирских (танк, БМП) и командно-штабные машины (КШМ).

В этой лекции рассмотрим командирские и и командно-штабные машины, на вооружении тактического звена управления полк-батальон Сухопутных войск.

Эти машины предназначены для обеспечения управления командиру (офицерам штаба) подчиненными подразделениями (частями) в движении с короткими остановками.

Такие машины составляют основу подвижных пунктов управления частей и соединений, а также являются составными элементами узлов связи командных пунктов.

Поэтому командирские и командно-штабные машины должны иметь:

  • бронированную транспортную базу;

  • достаточно количество средств связи;

  • оборудованы рабочие места командиров и офицеров штаба;

  • средства навигации;

  • средства коллективной защиты;

  • легкое вооружение;

  • средства электропитания средств связи на остановке и в движении.

В будущем КШМ будут оснащаться новейшими средствами связи и автоматизации, предназначенные для сбора, накопления, обработки, отображения и передачи информации.

1. Общие сведения о командирские и командно-штабные машины

Одним из основных средств, обеспечивающих возможность непрерывного управления войсками в сложных условиях ведения боевых действий в тактическом звене управления, является командно-штабные машины любого назначения.

Командно-штабная машина — это бронетранспортер или автомобиль, в которых оборудованы рабочие места для офицеров и установлены средства связи: радиостанции, радиоприемники, пульты управления, телефонные аппараты и засекречувальна аппаратура связи.

Командно-штабные машины по боевому назначению и использованию можно условно разделить на две группы:

  • командно-штабные машины общего назначения;

  • машины боевого управления.

Командно-штабные машины общего назначения используются для обеспечения связи как командирами и офицерами штаба общевойсковых соединений и частей, так и начальниками (офицерами) различных родов войск и служб.

Сейчас в войсках используется несколько типов командно-штабных машин общего назначения, оборудованных на разной транспортной базе Р-142 Н, Р-145 БМ, БМП-1 КШ.

Машины боевого управления назначаются в основном для управления активными средствами борьбы (пуском ракет, огнем артиллерии, средствами противовоздушной обороны и т. д.).

В войсках применяются следующие основные типы машин боевого управления:

 — 1 в 13, 1 в 14, 1 в 15, в 16 (комплекс 1 в 12) — для управления огнем в артиллерийских частях;

  • ПУ-10, ПУ-12, ПУ-14 — для управления силами и средствами ПВО в зенитно-ракетном полку;

  • БПМ-ИК, Т-72К, Т-80К (командирсьи танки) — для командиров подразделений.

Командно-штабные машины составляют основу пунктов управления.

Средства связи командно-штабных машин используются в основном для обеспечения связи в интересах конкреиних лиц, которые распределяются по машинам командиром и начальником штаба в соответствии с их функциональными обязанностями и принятой организации управления на предстоящий бой .

Дальность действия радиостанции командно-штабных машин зависит от электрооборудования машины, гусеничного аффекта и др.

Так, если при нахождении КШМ Р-154 БМ на месте дальность радиосвязи при одновременной работе радиостанции Р-111 обеспечивается на 30 км и более, то при работе одной из них на передачу, прием другой возможен:

  • в движении КШМ со скоростью 20 км / ч — до 25 км;

  • со скоростью 30 км / ч — до 15 км;

  • со скоростью 40 км / ч — до 4-7 км.

На пунктах управления командно-штабные машины располагаются друг от друга на расстоянии до 50 метров. От командно-штабных машин при наличии времени прокладываются двухпроводные линии для дистанционного управления радиостанциями КШМ из укрытия, а связь между машинами осуществляется по радиосети внутренней связи пункта управления.

При передвижении пункта управления связь между машинами осуществляется по радио.

При эксплуатации радио средств командно-штабных машин с аппаратурой ЗАЗ необходимо выполнять особые требования, которые исключают выплыл информации. Одновременное ведение засекреченного и открытого связи допускается только в том случае, если на рабочих местах связь обеспечивается с помощью шлемофон. При ведении засекреченной связи необходимо вокруг командно-штабных машин обеспечить достаточно контролюему зону (как правило радиусом 25 м), охранять вынесены аппараты и линии дистанционного управления.

Основной командирской машиной командира мотострелкового батальона есть БМД-ИК и БТР-60 юбк, которые предназначены для обеспечения связи и управления, они составляют основу командно-наблюдательного пункта батальона.

Оборудование командирских машин БМД-ИК и БТР-60 ЮБК смонтированы на соответствующих базах БМД-И и БТР-60 ПВ (плавающий, башенных, командирский). Обе эти машины оборудованы радиостанциями Р-123 Н и танковым переговорным устройством Р-124 на пять абонентов, телефонным аппаратом ТА-57, шпуля ТК-2 с проволокой П-274, радиостанции Р-107 М — 2 шт.

БМД-ИК состоит из четырех отделений: управление, боевого, кормового и силового.

В отделении управления располагается один офицер (командир или начальник штаба) и механик-водитель.

В боевом отделении есть рабочее место для наводчика-оператора.

В кормовом отделении оборудованы рабочие места для двух офицеров штаба и радиста, а также установлены две радиостанции Р-123 М, телефонный аппарат И-57, Кронштейны для транспортировки радиостанций Р-107 М и бензоэлектрический агрегат АБ-05 П / 30.

В силовом отделении расположен генератор ВГ-7500.

На корпусе машины располагаются 2-метровая телескопическая мачта для развертывания комбинированной антенны и шестовой антенны АШ-4. Кроме того, в комплект антенн БМД-ИК входит аварийная антенна, которая применяется в случае выхода из строя антенны АШ-4, и представляет собой проволоку (ЛПРО) длиной 3 м.

Система электропитания обеспечивает непрерывную ежесуточную работу аппаратуры связи как в движении, так и на остановке.

Время развертывания и подготовки БМД-ИК для вхождения в связь не более 5 минут (в зависимости от типа используемых антенн и источников питания).

Средства связи машины позволяют:

  1. управлять подразделениями батальона по одной радиостанции Р-123 М в движении и на месте на расстояние до 20 км;

  2. поддерживать радиосвязь с управлением полка по второй радиостанции Р-123 М на расстояние 20 км в движении и 40 км на остановке при работе на комбинированную антенну, установленную на 2-метровую напивтелескопичну мачту;

  3. при нахождении должностных лиц вне машины используются радиостанции Р-107 М для поддержки связи командира с подчиненными при спешивании и телефонный аппарат И-57 при управлении подразделениями из укрытия;

  4. танковой-переговорное устройство Р-124 обеспечивает внутреннюю связь между всеми членами экипажа.

В танковом батальоне используются как командирские танки Т-72К, Т-80К в качестве командирских машин, оборудованных радиостанцией Р-123 М — 1 комплект для управления подчиненными и приданными подразделениями и Р-130 М для поддержки связи с высшим командованием.

2. Командно-штабная машина Р-142Н (р-145бм, БМП-2КШ)

КШМ Р-142 Н предназначена для забезпеченя управления в мотострелковой (танковой) дивизии и полка.

Экипаж 5 человек в военное время, 3 человека в мирное время.

В состав комплекта средств связи КШМ входят:

  • радиостанция Р-130 М — 1 комплект;

  • радиостанция Р-111 — 1 компл. (2 шт.);

  • радиостанция Р-123 МТ — 1 компл .;

  • устройство вызова Р-012 — 1 компл .;

  • телекодовой устройство Р-011 М — 1 компл .;

  • диктофон П-180 — 1 компл .;

  • датчик быстродействующего связи Р-014 с — 1 компл .;

  • телефонные аппараты И-57 — 2 шт .;

  • телефонные шрули ТК-2 с кабелем — 2 шт .;

  • аппаратура коммутации и служебной связи (пульта управления) — 1 компл.

Р-142 Н оборудована такими антеннами

  • антенна Аш — 4 (для р / ст. Р-123 МТ и Р-130 М)

  • антенна АШ — 3,4 (для р / ст. Р-111)

  • антенна Азо-Р (для р / ст. Р-130 М)

Для работы на остановке применяются две комбинированные шесте антенны и «Симметричный вибратор», разворачивающихся на двух 2-метровых мачтах.

Оборудование КШМ Р-142 смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-66Б.

Внутреннюю часть кузова машины разделены на две отсека: передний (аппаратный) и задний (командный). Расположение оборудования и рабочих мест на рис. 2.

В аппаратном отсеке на рабочих местах начальника КШМ и радиста смонтированы радиостанции Р-130, Р-111, Р-123 МТ, пульт радиста (ПР), спецаппаратура, датчик Р-014 с, датчик кода Морзе, устройство Р-011 М, Р-012.

В командном отсеке расположены рабочие места офицеров, на которых установлены: пульт командира (ПК-1), пульт офицера (ПО) с динамиком, диктофон П-180, телефонный аппарат И-57 и р / ст. Р-809 м 2 со штатной упаковкой питания и блоком питания от бортовой сети. В нижней части заднего отсека расположены бензоагрегат АБ-И-П / 30, антенный такелаж и вводно-соединительное имущество.

Рубрика: Бронежилеты и разгрузочные системы

- 06.09.2017